четверг, 6 октября 2016 г.

Педагогическая практика у филологов: взгляд со стороны


Учебная программа того направления, на котором я учусь, удивительна и многообразна. (Здесь должен быть Леонард с табличкой «Сарказм»). В частности, на четвертом курсе она включает в себя обязательную педагогическую практику. И неважно, считаешь ли ты себя социофобом, интровертом или просто человеком, который не умеет общаться с детьми – школа всему тебя научит. И тебя научим, и тебя научим, и меня научим.

Разумеется, те 3 урока русского и 3 урока литературы, которые каждый практикант должен провести, не позволяют полностью ощутить все плюсы и минусы работы в школе. Но все-таки попробую рассказать о своих впечатлениях.

Положение практиканта во многом отличается от положения молодого учителя, который старше тебя всего на год, но входит в класс совсем по-другому. Да, ему страшно, он еще никого не знает, а уже должен справляться с классом в 20 человек, пытаясь чему-то их научить и одновременно поддержать дисциплину. Практикант же приходит к определенному учителю, который наверняка имел дело не с одним десятком студентов и расскажет все, что нужно знать на первое время. Дисциплина во время урока будет относительно неплохой, потому как на задней парте сидит учитель и строго грозит пальцем всем, кто слишком несерьезно относится к неопытному «преподавателю» у доски.

Учитель до определенной степени может регулировать свою учебную нагрузку, но, как правило, она достаточно высока – 25-30 часов в неделю. Практикант же обязан провести всего несколько уроков по своему предмету, присутствовать на уроках коллег, а все остальное время может сидеть в столовой, в учительской или вообще уйти по своим делам. Именно поэтому студент не утонет в кипах конспектов, которые молодому учителю приходится писать перед каждым учебным днем в течение нескольких лет. Кроме того, практиканта минует чаша, наполненная классными журналами, тематическими планами и разного рода отчетами. Это явный минус школьной системы, который отмечают и сами учителя.

Наконец, очевидно, что практикант занимает промежуточное положение между учителями и учениками. Это именно тот момент в жизни будущего преподавателя, когда утром он ведет урок у 11а, а вечером сидит с этим же 11а в баре. Такое возможно и в случае, если 11а выпустился пару лет назад и пришел навестить любимого учителя с бутылочкой шампанского. Но совместить два совершенно разных дискурса в один день может только практикант. И это, пожалуй, самое интересное во всей практике. Разумеется, каждый студент втайне задается вопросом о том, насколько хорошо получится держать себя у доски на следующем уроке. Но еще более его волнует, каково будет снова оказаться в школе, но уже в другой роли.

В следующий раз я напишу что-нибудь более эмоциональное о том, какие отношения у нас сложились с классом и учителями, как мы проверяли школьный этап олимпиады по русскому и каков главный вопрос педагогики (по версии господина Зубкова, нашего замечательного куратора практики). Stay tuned


1 комментарий: